Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Первое появление термина «эмоциональный интеллект» датируется 1964 годом: профессор психологии Колумбийского университета Майкл Белдок написал в своем исследовании, что интеллект бывает не только аналитическим, но и чувственным. Гарвардский профессор Говард Гарднер пошел дальше. В 1983 году он опубликовал книгу под названием «Склад ума», в которой предложил идею, что известные нам традиционные виды интеллекта не способны полностью объяснить когнитивные способности. Его теория о множественных интеллектах включала в себя межличностный интеллект и внутриличностный интеллект. 

Однако по-настоящему понятие «эмоциональный интеллект» завоевало популярность после публикации в 1995 году книги американского научного журналиста и психолога Дэниела Гоулмана под названием «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». Как признает сам Гоулман, ставший с тех пор всемирно известным экспертом, книга была вдохновлена именно статьей Саловея и Майера.

Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни. Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями. Люди, способные артикулировать свои чувства («Мне обидно, что наш отпуск проходит так буднично» вместо «Почему ты снова ничего не придумаешь?» — первый осязаемый признак), осознать их источник и спокойно обсудить дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются не очень часто. И время, проведенное с ними, для большинства оказывается очень качественным общением.

По данным Brighton School of Business and Management, EQ на работе в два раза важнее hard skills, а 44% опрошенных сотрудников считают именно этот показатель отличительной чертой эффективных лидеров. С высоким уровнем EQ вы сможете:

  • справляться с давлением и стрессом от работы;
  • эффективно управлять собой и другими во время переговоров;
  • добиваться от коллег того, что вам нужно;
  • заслужить уважение других;
  • мотивировать команду;
  • решать конфликты.

Психологи считают, что эмоциональный интеллект, как и IQ, заложен генетически. Но в отличие от уровня интеллекта EQ гораздо проще развить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *