Не взлетели: что случилось с «ВИМ-Авиа»
27 сентября стало известно об отъезде из России совладельца «ВИМ-Авиа» Рашида Мурсекаева и его жены Светланы, которая также имеет долю в авиакомпании. Оба, предположительно, находятся в Стамбуле и не выходят на связь со Следственным комитетом, который возбудил против «ВИМ-Авиа» дело о мошенничестве. Из-за проблем в авиакомпании президент Владимир Путин заявил министру транспорта РФ Максиму Соколову о «неполном служебном соответствии».
Рейсы «ВИМ-Авиа» передадут семи другим компаниям. «Интерфакс» 27 сентября сообщил, что совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев покинул Россию. «Мурсекаев покинул страну еще во вторник улетел из Шереметьево», — рассказал агентству источник, знакомый с ситуацией.
«По некоторым данным, он из Внуково улетел в Турцию, предположительно в Стамбул», — сообщил другой источник «Интерфакса». Ранее в тот же день агенство написало, что правоохранительные органы не могут связаться по телефону с Мурсекаевым. Вечером 27 сентября источник РБК отметил, что Мурсекаев улетел в Стамбул — вместе с женой Светланой, которая тоже является совладельцем компании.
27 сентября Мурсекаев должен был участвовать в совещании с представителями Росавиации, но туда не прибыл.
Из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» президент Владимир Путин объявил министру транспорта Максиму Соколову РФ о «неполном служебном соответствии». «Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям [предъявляемым к перевозчикам]», — сказал Путин на совещании с правительством. «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? Я объявляю вам о неполном служебном соответствии». Путин также попросил Соколова «быстро и эффективно закрыть проблему», отметив, что по результатам работы подумает, что делать с «неполным служебным соответствием». Кроме того, Путин раскритиковал курирующего транспорт вице-премьера Аркадия Дворковича, заявив, что тот «недостаточно внимания уделяет отрасли».
Массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» начались 23 сентября, а 25 сентября Следственный комитет завел уголовное дело о мошенничестве. Росавиация назвала причиной задержек долги авиакомпании за топливо и аэропортное обслуживание. В самой авиакомпании отсутствие средств признали только 26 сентября. 25 сентября СК завел уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»), заподозрив компанию в хищении более миллиона рублей у пассажиров. В ведомстве уверены, что руководители «ВИМ-Авиа» знали о нехватке денег на топливо, но продолжали продажу билетов.
Кроме того, Генпрокуратура выяснила, что в компании задерживают зарплаты; 27 сентября «ВИМ-Авиа» сообщила, что «руководство обеспечило выплату 60 миллионов рублей в счет погашения заработной платы сотрудникам за июль 2017 года».
До конца сезона «ВИМ-Авиа» должна была отправить на курорты и обратно от 50 до 80 тысяч клиентов туроператоров. В общей сложности она продала билеты более чем 190 тысячам пассажиров. По данным Росавиации, 27 сентября за границей находятся 38 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». В самой компании заявляют, что необходимо вернуть домой 16 тысяч пассажиров, отправленных ранее чартерными рейсами. Кроме того, по данным Ростуризма, до 3 октября Россию должны покинуть более трех тысяч туристов из Китая, купивших билеты «ВИМ-Авиа», несколько сотен их них 26 и 27 сентября застряли в России.
Росавиация предложила ввести сбор с пассажиров (10 рублей с билета) в счет резерва на случай банкротства любой другой авиакомпании. Глава ведомства Александр Нерадько, выступая 27 сентября в Госдуме, сказал, что такой сбор при нынешнем объеме перевозок в 100 миллионов пассажиров в год позволит создать резерв в размере примерно в миллиард рублей. Этого будет достаточно на случай банкротства любого перевозчика.