Шредер раздора. Зачем в «Роснефть» пригласили экс-канцлера ФРГ
Влиятельный немецкий политик, экс-канцлер Германии Шредер, известный тесными связями с Россией и дружбой с президентом Владимиром Путиным, номинирован в совет директоров «Роснефти», состав которого должны утвердить акционеры 29 сентября.
Совет директоров «Роснефти», который сейчас состоит из девяти человек, планируется увеличить до 11. «На последнем заседании совета директоров фамилия Шредера не называлась. Но Сечин озвучил, что в числе двух новых участников будет новый независимый директор», — рассказал источник, близкий к совету директоров «Роснефти». По его словам, «Роснефть» как публичное акционерное общество хочет соответствовать лучшим условиям кодекса корпоративного управления для компаний, которые торгуются на международных биржах. Для этого треть мест в совете директоров должны занимать независимые директора. Сейчас трое из девяти директоров «Роснефти» независимые, а если состав совета увеличится до 11 человек, то потребуется ввести еще одного независимого директора, заключает источник. В действующей редакции устава «Роснефти» действительно прописано наличие не менее трети независимых директоров в совете, пишет РБК.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отказался от комментариев. Так же поступил пресс-секретарь BP (владеет 19,75% «Роснефти») в России Владимир Буянов. Представитель Герхарда Шредера в Ганновере не ответил на запрос РБК, принял ли тот предложение войти в состав совета директоров «Роснефти».
«Роснефть» не первая крупная российская компания, в руководство которой может войти Шредер. После ухода с поста канцлера Германии он возглавил сначала набсовет, а вскоре и комитет акционеров компании Nord Stream AG, созданной для управления газопроводом «Северный поток», который идет по дну Балтийского моря в Европу. В 2016 году он возглавил также компанию Nord Stream 2 — оператора строительства третьей и четвертой ниток этого газопровода.
В начале 2009 года Шредер вошел в совет директоров ТНК-ВР (в 2013 году перешла под контроль «Роснефти») как один из трех независимых участников. До этого компания переживала острый конфликт акционеров — ВР и российского консорциума AAR («Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и «Ренова» Виктора Вексельберга). Как писал «Коммерсантъ», тогда Шредер появился в ТНК-ВР по рекомендации российских властей. «Он наблюдал за ситуацией в компании, был неким противовесом в конфликте акционеров», — говорил один из собеседников газеты. В марте 2014 года «Коммерсантъ» предполагал, что немецкий политик может войти в состав совета директоров «Роснефти» по рекомендации BP, но тогда этого не случилось.
Шредер может быть избран в совет директоров «Роснефти» на внеочередном собрании акционеров 29 сентября. О его созыве «Роснефть» сообщила в конце июля, но кандидатов в совет не раскрыла. На последнем годовом собрании акционеров, состоявшемся 22 июня, совет директоров пришлось покинуть министру энергетики Александру Новаку и предправления Газпромбанка Андрею Акимову, чтобы в его состав смогли войти представители новых акционеров — швейцарского трейдера Glencore (его интересы представляет главный исполнительный директор Айван Глазенберг) и катарского суверенного фонда QIA (президент по научно-исследовательским разработкам Qatar Foundation Файзал Аль Сувайди), которые в декабре 2016 года в ходе приватизации приобрели 19,5% «Роснефти».
Приглашение Шредера обусловлено его влиятельностью на Западе и тесными связями с Россией, отмечает немецкий политолог, научный директор Германо-Российского форума Александр Рар. В условиях санкций на европейской политической сцене практически нет таких крупных фигур, которые согласились бы поддержать российский бизнес, считает он. Он напоминает, что бывший канцлер не раз доказал свою полезность, помогая «Газпрому» и другим российским компаниям, а также организовывая альянсы по энергетическому сотрудничеству международных компаний с Россией.
Шредер глубоко интегрирован в европейскую элиту и имеет репутацию человека, очень близкого к России, соглашается директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Его фигура тесно связана не только с президентом Владимиром Путиным, но и с нефтегазовыми элитами, добавляет он.
«Роснефть» планирует реализовать несколько проектов по сжижению природного газа, технология для которых пока не подобрана, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В условиях американских санкций Шредер мог бы посодействовать компании приобрести технологии в Европе, например у немецкой Linde. Эксперт полагает, что экс-канцлер Германии также мог бы помочь вести диалог на Западе с целью смягчения антироссийских санкций.