Подлодки-«невидимки» из особых материалов станут реальностью

Подлодки-«невидимки» из особых материалов станут реальностью

Военно-морской флот России отметит 318 лет со дня создания. Сегодня этот вид вооруженных сил проходит этап активного обновления. В ближайшие годы его боевой состав пополнят стратегические и многоцелевые подлодки четвертого поколения, новейшие фрегаты, оснащенные перспективным оружием, различные корабли ближней морской зоны.

О том, какими могут быть корабли будущего с оружием на новых физических принципах, нужна ли перспективному авианосцу электромагнитная катапульта и возможно ли сделать абсолютно невидимую подводную лодку, в интервью ТАСС рассказал научный руководитель Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин.

— Валерий Николаевич, какими станут подлодки новых поколений?

— Исходя из того, что основное достоинство подводной лодки — скрытность, необходимо, чтобы ее магнитные, электрические и акустические поля были минимальными. Решить проблему маломагнитности можно несколькими путями: корпус корабля может быть титановым или сделанным с применением маломагнитной стали, например, высокоазотистой стали. Академик Игорь Горынин, возглавлявший ЦНИИ «Прометей», в последние годы жизни трудился именно над новыми сплавами для корпусов подводных кораблей.

Моя точка зрения такова — к 2025 году период монометаллов в подводном кораблестроении закончится. Либо это будут биметаллы, либо металло-полимерные конструкции, либо композиционные материалы.

Из композитов уже сейчас в Германии делают ограждения выдвижных устройств (рубка), части корпуса лодки, баллер (ось) руля, винты. Достоинства композитов не только в том, что они легкие и немагнитные. Их можно получать с заранее заданными свойствами, закладывая определенные характеристики. Кроме того, композиты устроены таким образом, что из них можно создать «сэндвич»-материалы разной плотности и акустического сопротивления — так, что колебательная энергия будет циркулировать внутри конструкции, не выходя за ее пределы.

Далее мета-материалы или «умные» материалы. Они смогут не только фиксировать воздействие на них, но и будут способны противостоять этому воздействию. Если сделать обшивку подлодки из такого материала, то любой локационный или акустический сигнал будет ее попросту огибать, распространяясь дальше.

Физически сделать такую «невидимую» субмарину возможно. Кстати, впервые этот эффект был доказан в 1960-х годах у нас в стране. В 1967 году профессор Виктор Веселаго предсказал возможность создания материала, обеспечивающего отрицательный угол преломления. Сейчас этим вопросом занимаются многие страны мира. Нанотехнологии, которые лежат в основе мета-материалов, позволят решить многие задачи.

— Какими подлодки будут по размеру и водоизмещению? Сохранится ли в будущем разделение на стратегические и многоцелевые АПЛ?

— Я считаю, что подводные лодки будут не такими гигантами, как сегодня. Когда, например, американцы создавали семейства «Сивулф» и «Вирджиния», они спроектировали корабли-арсеналы, напичканные шестью или семью типами ракет. Это прекрасно с точки зрения инженерии, но с точки зрения будущего — нет.

В будущем разделение на стратегическую и многоцелевую подлодку условно. Отношение лодки к тому или иному классу будет определяться составом оружия, которое в данный момент на нее загружено. По мере совершенствования оружия эта разница будет постепенно стираться. Лодка будущего должна быть незаметная, малообитаемая, с ограниченным экипажем, а еще лучше — безэкипажная. Она будет уметь применять свое оружие не в точке фактического нахождения, а на расстоянии, с помощью передвижной стартовой позиции.

— А какими будут надводные корабли будущего?

— Выбор облика корабля будет зависеть от его предназначения. Также в зависимости от этого будут определяться и материалы корпуса, например, композиты, «сэндвич»-конструкции, особые обводы. Иногда пишут, что традиционный однокорпусный вариант надводных кораблей себя исчерпал. Я бы так не сказал. Гидродинамики вам скажут, что многокорпусный вариант (тримараны и катамараны) при определенных скоростях обеспечит меньшее сопротивление движению, чем однокорпусный. В то же время многокорпусные корабли имеют и недостатки. Необходимо будет, как и сейчас, искать компромиссные варианты. Получить дешевый, малозаметный, мощный корабль нереально, всегда приходится выбирать.

— Сколько России нужно авианосцев?

— Конкретные цифры указаны в кораблестроительной программе РФ до 2050 года. Исходя из научного понимания вопроса, Северный и Тихоокеанский флоты России по определению должны иметь авианосные корабли. Дальше простая арифметика: корабль не может постоянно находиться в строю, он должен проходить различные виды технического обслуживания, ремонты и прочее. То есть даже теоретически это как минимум по два корабля на регион.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *