Виртуальные операторы России шагнули за 7 миллионов абонентов
По итогам 3 квартала 2018 года общее число MVNO абонентов в России достигло 6,7 млн, по итогам года ожидается достижение отметки 7,0 млн. По предварительным оценкам, за год виртуальные операторы привлекли 1,0 млн новых клиентов.
Российские MVNO обслуживают менее 3% всех мобильных абонентов страны, однако их бизнес растет опережающими темпами: «ТМТ Консалтинг» прогнозирует увеличение числа клиентов виртуальных операторов за весь 2018 год на 18%, в то время как абонентская база всего мобильного рынка останется на прошлогоднем уровне.
В структуре рынка по игрокам существенных изменений не произошло. Хотя лицензиями на оказание услуги по модели MVNO обладает свыше 70 компаний, рынок по-прежнему в основном формируют 3 игрока, аффилированных с федеральными мобильными операторами, причем на крупнейшего, Yota, приходится 2/3 всех абонентов.
При этом структура рынка в разных пользовательских сегментах существенно различается. В В2Ссегменте состав лидеров тот же, что и на рынке в целом, что объясняется активной работой с частными пользователями крупнейших MVNO и наиболее амбициозных новых игроков. Соответственно, В2С сегмент демонстрирует близкую ко всему рынку виртуальных операторов динамику: за 2018 год ожидается его прирост на 18%. Примечательно, что доля Yota, исторически сосредоточенной на рынке физлиц, в В2С сегменте еще выше — почти 3/4 рынка (подключиться к этой сети поможет личный кабинет Йота (Yota)).
В В2В сегменте рынка MVNO лидером является «Ростелеком»: на него приходится свыше половины бизнес-клиентов виртуальных операторов. Очевидно, это объясняется активными продажами оператором своих услуг мобильной связи собственным корпоративным клиентам — «Ростелеком» является крупнейшим российским оператором фиксированной связи, а также работой с новыми заказчиками.
В последние годы игроки «второго эшелона» проявили возросшую активность на В2В рынке, предлагая мобильную связи как в «чистом» виде, так и в составе конвергентного продукта. Однако их клиентские базы, как правило, исчисляются единицами тысяч, либо в отдельных случаях десятками тысяч клиентов. Следствием работы как лидеров, так и новых игроков является опережающий рост корпоративного рынка MVNO: в 2018 году ожидается его увеличение на 23%.