«Боезарядов столько, что можно взорвать земной шар». Что изменил договор СНВ-III?
Ровно 10 лет назад, 8 апреля 2010 года, президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подписали одно из важнейших соглашений по ядерному оружию в современной истории — договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, который получил название СНВ-III. Тогда это событие вызвало эйфорию в мире — Россия и США не только договорились в несколько раз сократить свой арсенал, способный, по мнению некоторых экспертов, не единожды уничтожить весь земной шар, но и стали называть друг друга «стратегическими партнерами». Однако СНВ-III вскоре может прекратить свое существование. Почему договор стал невыгоден Дональду Трампу и почему Россия не может пойти на уступки Америке?
Договор СНВ-III или Пражский договор 2010 года по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сфере контроля над ядерными вооружениями. Его наличие позволило двум сторонам опуститься до уровня 1550 стратегических ядерных боезарядов и до 800 оперативно развернутых и неразвернутых носителей таких зарядов, которые имеет традиционная стратегическая ядерная триада. Но, как известно, его действие (если оно не будет продлено) должно закончиться 5 февраля 2021 года.
Договор СНВ-II позволил сократить свои стратегические наступательные вооружения до уровня трех тысяч ядерных боезарядов для каждой стороны. Он также заблокировал использование межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Но когда США в одностороннем порядке денонсировали Договор по ПРО 1972 года, то Россия вышла из Договора СНВ-II.
Региональная ПРО развертывалась в виде Европейского поэтапного адаптивного подхода. Но сейчас ПРО США не ограничивается только европейским континентом. Есть зона такой обороны в Тихоокеанском регионе, в зоне Персидского залива. Еще раньше она появилась на континентальной территории США. Ее особенность состоит в том, что такой противоракетный «щит» относится к средствам передового базирования, то есть выдвигается к территориям потенциальных «противников». Другая ее особенность заключается в том, что она может выполнять и оборонительные, и наступательные функции.
Американцы никогда не скрывали, что использовали переговорный процесс для выработки выборочных решений в сфере контроля над вооружениями (или селективных, как они их называли). То есть неизменно предлагали сокращать системы вооружений, попадающие под СНВ, но не трогать ПРО и ядерные вооружения тактического назначения.
При возможном продлении договора СНВ-III эти два обстоятельства, иначе говоря, увязку с американской системой ПРО и тактическим ядерным оружием США в Европе и в Азии, где оно может появиться, надо обязательно ставить на первое место наряду с рядом других вопросов, которые реально влияют на стратегическую стабильность и глобальную безопасность.
Американцы не выполняют очень важное положение, которое содержится в преамбуле договора СНВ-III, — об органической взаимосвязи между стратегическими наступательными ядерными вооружениями и стратегическими оборонительными, то есть противоракетными видами вооружений. Они считают, что преамбула не так важна, как оперативная часть договора. Мол, американцы не обязаны это выполнять. Но это не так. Мы категорически против подобной трактовки. Договор всегда един: что преамбула, что постатейная оперативная часть. Это один и тот же документ, его нельзя делить: это выполняем, а это не выполняем.
США в одностороннем порядке вывели из-под действия договора 56 пусковых установок баллистических ракет подводных лодок Trident-II и 41 тяжелый бомбардировщик B-52H. Это позволяет им сохранить в качестве неучтенных 1200 ядерных боезарядов.
Далее, почему бы не выдвинуть условие американской стороне, если переговоры о продлении или непродлении СНВ-III состоятся, о взаимном неприменении ядерного оружия при первом ударе. Американская сторона категорически отказывается от принятия на себя такого обязательства, и такая точка зрения закреплена в национальной ядерной доктрине, которая называется «Обзор ядерной стратегии».