Главное24

В Оренбурге определили самых активных в соцсетях депутатов

В последний день сентября в десятках стран мира программисты отметили международный день интернета. За последние 15 лет интернет из базы данных превратился в полноценную коммуникационную сеть. Новые инструменты не обошли и политическую сферу. Последние избирательные кампании показали, что значимость интернет-коммуникаций для политиков как во время выборов, так и в обычный период, возросла. Депутаты уже не ограничиваются интернет-приемными и личными страницами: они осваивают социальные сети и мессенджеры, выстраивают обратную связь в глобальной сети. RIA56 провел исследование, в котором выяснил, кто из связанных с Оренбургской областью депутатов освоился в интернете лучше других.

Основная цель большого мониторинга — выявить самого активного в сети депутата. В исследование мы включили представителей Госдумы от Оренбургской области (но лишь тех, кто реально связан с местным избирателем — приезжал сюда, встречался с людьми или открыл свою  приемную), Законодательного собрания и Оренбургского городского Совета. RIA56 в своем исследовании принципиально рассматривал только депутатов: ставить их с чиновниками на одно поле было бы неправильно. Исключение мы сделали для двух сенаторов: Андрей Шевченко перед переходом в Совет Федерации избрался в региональный парламент, а Елена Афанасьева ушла в сенаторы из Госдумы. Под активностью подразумевается не формальное наличие аккаунта в соцсетях или сайта, а реальная работа с избирателями и регулярность обновлений.

Депутатскую активность в интернете измерили по следующей методике. Учитывались четыре наиболее популярных у политиков соцсети — Вконтатке, Одноклассники, Facebook и Instagram. Также учитывалось наличие интернет-приемной, своего сайта или дополнительных каналов коммуникации (Youtube, Twitter, блог по основному месту работы, форма обратной связи на персональной странице партийного сайта и т.д). Помимо наличия аккаунта или сайта учитывалась и активность парламентария — «жива» ли его страница, отвечает ли он на комментарии, общается ли с другими пользователями сети. Также мы проверяли работоспособность интернет-приемной народного избранника. Полученный результат умножался на коэффициент отдачи, в котором оценивалась реакция подписчиков на посты депутата: если хотя бы в одной сети эта отдача была высокой, политик получал повышенный результат.

Добавим также, что соцсети, сайты и онлайн-приемные мониторились вручную по тому же принципу, по которому избиратель ищет политика в поисковике или соцсети. На старте каждый из депутатов получил по два зачетных балла — личная страница и онлайн-приемная для каждого парламентария есть как на сайтах Госдумы и Совета Федерации, так и на порталах Заксобрания и Горсовета.

— Ценность соцсетей для депутатов самых различных уровней зачастую заключается в двух подходах — в использовании своего аккаунта как онлайн-приемной и отчета перед избирателям. Оба эти подхода как помогают депутату в своей работе, так и помогают повысить свой рейтинг за счет эффективной работы в соцсетях. При этом всё же значительная часть депутатов до сих пор не научилась грамотно и эффективно вести свои аккаунты. Покупка ботов, отсутствие обратной связи, скучный и неинтересный избирателю контент — явления, очень часто встречающиеся при работе депутатов в социальных сетях. Подобные же подход не только не несет пользы, но и зачастую отталкивает избирателей от депутатов.

Неслучайно на фоне таких тенденций в последнее время всё чаще появляются различные исследования, оценивающие работу депутатов в социальных сетях, где можно увидеть кто эффективен, а кто нет, — убежден политолог Дмитрий Фетисов.

В беседе с RIA56 Фетисов отметил, что позитивные тенденции все же есть: многие депутаты стали грамотно использовать хотя бы некоторые из многочисленных сервисов глобальной сети.

Лидеры

Первая десятка по итогам подсчета выглядит следующим образом:

1 Игорь Сухарев (Госдума, «Единая Россия») — 19,5 балла

2 Александр Шмарин (Горсовет, «Единая Россия») — 15,6 балла

3-4 Владимир Фролов (Заксоб, «Справедливая Россия») — 13,5 балла

3-4 Оксана Набатчикова (Заксоб, ЛДПР) — 13,5 балл

5 Сергей Катасонов (Госдума, ЛДПР) — 13,2 балла

6 Леонид Калашников (Госдума, КПРФ) — 12 баллов

7-10 Андрей Шевченко (Совет Федерации, «Единая Россия») — 10,8

7-10 Владимир Новиков (Заксоб, КПРФ) — 10,8

7-10 Елена Афанасова (Горсовет, «Единая Россия») — 10,8

7-10 Алексей Кузьмин (Горсовет, «Единая Россия») — 10,8

Два абсолютных лидера идут вперед с большим отрывом. Депутат Госдумы Игорь Сухарев и депутат Горсовета Александр Шмарин работают фактически во всех соцсетях, помимо того, общаются с избирателями через онлайн-приемные и персональные сайты. Отклик на их отчеты, предложения и опросы велик, очевидна и отдача: депутаты отвечают на вопросы избирателей и принимают их заявления в буквальном смысле «с монитора». Стоит отметить, что работать в соцсетях Александр Шмарин начал раньше, чем Игорь Сухарев, однако у последнего, в силу федерального статуса, больший отклик на публикации.

Еще интереснее выглядит вторая десятка рейтинга. В нее вошли депутат Горсовета Сергей Попцов (ЕР, 10 баллов) и Денис Батурин (КПРФ, 9,6), представители Заксобрания единоросс Дамир Фахрутдинов и Сергей Мирохин от ЛДПР (по 9,6). Далее сразу пять политиков набрали по девять баллов — это депутаты Госдумы Юрий Мищеряков, Валерий Гартунг и Владимир Гутенев, лидер оренбургских коммунистов и руководитель их фракции в ЗС Максим Амелин и депутат областного парламента от ЛДПР Алексей Панкратов.

Места с 21 по 25 заняли депутаты Горсовета Игорь Абдульманов и Артем Сафиуллин, космонавт Роман Романенко, единоросс Аркадий Швецов из областного парламента и представитель Горсовета Алексей Горохов.

Политики из «второго эшелона» рейтинга, как правило, делают упор на одной-двух соцсетях и используют один сервис вне соцсетей. Их аккаунты отличаются средним уровнем дискуссий, однако пользователи реагируют на их публикации. Как и у лидеров рейтинга, здесь можно встретить разъяснения законов, приглашения на уличные акции (в случае с оппозиционерами — протестные), личные материалы, инициативы проектов, расшифровки бюджета. При этом во «втором эшелоне» у депутатов можно встретить неработающие сайты или заброшенные соцсети.

Средний балл по каждому из парламентов — федерального, регионального, муниципального — получилс я достаточно низким в силу того, что у многих депутатов кроме странички и онлайн-приемной на сайте горсовета или Заксоба нет вообще ничего, даже аккаунта в «Одноклассниках». При этом средний балл у Горсовета значительно выше, чем у Заксоба — 5,4 против 3,9.

Абсолютных аутсайдеров в областном парламенте намного больше. Интернетом не пользуются почти все депутаты от сельских территорий с востока и запада, найти в сети спикера или вице-спикеров Заксоба практически невозможно. Среди представителей Горсовета сетями почти не пользуются только ветераны, либо те, кому «не положено по основному месту работы».