Переброска бомбардировщиков B-52 в Европу стала одним из наиболее значимых военных событий последних недель. Американские стратегические бомбардировщики приняли участие в совместных учениях с европейскими странами НАТО и совершили несколько полетов поблизости от границ России.
Модификация B-52H стала в свое время последней серийной версией этого самого знаменитого американского «стратега». В отличие от предшествующих моделей, эта версия не участвовала во Вьетнамской войне: ее главной задачей было боевое дежурство на авиабазах в США и за их пределами на случай возможной третьей мировой. Тогда, в 1960-х годах, никто не предполагал, что B-52H предстоит остаться в строю и в XXI веке.
Эти самолеты всегда воспринимались как серьезная угроза, особенно после появления в 1970-х годах крылатых ракет большой дальности ALCM. Первой войной для B-52H стала югославская кампания в 1999 году, когда все предшествующие версии этого самолета уже ушли на авиационные кладбища или в разделку в рамках договора о сокращении наступательных вооружений.
Тогда B-52H начали осваивать конвенциональные задачи: от применения крылатых ракет большой дальности в неядерном снаряжении до использования противокорабельных ракет и различных типов управляемых авиабомб. Они использовались в том числе в недавних операциях в Ираке и Афганистане, среди прочего выполняя задачи поддержки войск на поле боя с применением высокоточных боеприпасов.
Существующие планы предусматривают продолжение службы этих машин как минимум до 2040-х годов — с обновлением системы управления, увеличением номенклатуры используемых неядерных боеприпасов, совершенствованием комплекса радиоэлектронной борьбы и т.д.
Главным оружием бомбардировщика в этих условиях могут оказаться вовсе не бомбы или крылатые ракеты, а морские мины, возможности которых в последние годы резко возросли. Речь идет, в частности, о минах Quickstrike-ER, выполненных на основе корпусов свободнопадающих авиабомб и оснащенных комплектом управления JDAM-ER (Joint Direct Attack Munition – Extended Range), куда входят крылья и система управления на основе спутниковой навигационной системы GPS для повышения точности и дистанции постановки. Такие мины можно сбрасывать с расстояния в 50 морских миль (свыше 90 км), не входя в зону действия большей части средств ПВО.
Раньше это было невозможно — предыдущие версии «Квикстрайков» сбрасывались так же, как обычные авиабомбы. Для их точной постановки приходилось снижаться и выходить непосредственно в район минирования, что сильно повышало риск быть сбитым.
Мины «Квикстрайк» фактически являются целевым оружием «запирания» военно-морских баз. Они оснащаются комбинированным магнитным/сейсмическим/гидродинамическим взрывателем, а их система управления позволяет распознавать цели по «комплексному» портрету, включающему акустические, магнитные и другие характеристики, и не реагировать на тралы и ложные цели, что сильно осложняет их обнаружение и ликвидацию.
Мины могут ставиться с самолетов разных типов, включая истребители, противолодочные самолеты и, наконец, стратегические бомбардировщики. При этом если B-52 на расстоянии 100 км от цели можно обнаружить и перехватить, то с малозаметным бомбардировщиком это будет значительно сложнее, и вероятность его успешной миссии окажется намного выше.