Главное24

Российские ВУЗы в Центральной Азии

Российские университеты переориентируют вектор международного сотрудничества на государства Центральной Азии. Партнерство со странами этого региона станет приоритетным в стратегии интернационализации образования. Узнать больше можно по ссылке на профильном сайте kz24.news.

Что происходит с высшим образованием в Центральной Азии?

В 1990-х В Казахстане и Узбекистане сформировались авторитарные режимы Назарбаева и Каримова, в то время как Таджикистан пережил пять лет гражданской войны, а Туркменистан — формирование диктатуры и фактическое закрытие страны от внешнего мира. Поэтому изменения в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане проходили разными темпами — в том числе и в сфере образования.

Наиболее успешная реформа высшего образования прошла в Казахстане. Обучение в вузах сократилось до четырех лет, появились Единое национальное тестирование (ЕНТ) и кредитная система обучения — это создало благоприятные условия для присоединения к Болонскому процессу в 2010 году. Уже к 2016 году примерно каждый второй казахстанец обучался в вузе.

Но не во всех странах Центральной Азии попытки реформ увенчались успехом. Так, несмотря на попытки увеличить количество вузов и учебных мест в других республиках, охват высшим образованием остается крайне низким — около 13% в Таджикистане и 9% в Узбекистане.

В Туркменистане вмешательство властей в систему высшего образования и науки привело к ее деградации. Во время пожизненного президентства Сапармурата Ниязова запретили внедрение новых методов обучения и институты повышения квалификации. Получить высшее образование можно было, только отработав два года после школы, а время обучения в вузе сократилось до двух лет. По приказу Ниязова все иностранные дипломы признали недействительными. Большинство реформ были отменены после смерти Ниязова, но все равно имели долгосрочные последствия: только 8% граждан Туркменистана имеют высшее образование.