Главное24

Драки, задержания, аресты: как в Беллоруссии прошли воскресные митинги?

В Белоруссии прошли воскресные митинги оппозиции, продолжающей оспаривать результаты президентских выборов 9 августа. Несмотря на то что последние акции оказались не столь массовыми, как раньше, на этот раз противостояние митингующих и сил правопорядка было более жестким и бескомпромиссным. Протестующие в Минске попытались окружить Дворец независимости — резиденцию президента Лукашенко. Правоохранительным органам пришлось применить силу. По схожему сценарию развивалась ситуация и в регионах.

Утром 20 сентября, как и каждое предыдущее воскресенье после президентских выборов 9 августа, внимание белорусских оппозиционеров и силовиков было приковано к Telegram-каналу Nexta Live — главному медиа протестного движения, пишет Коммерсант.

Авторы канала, живущие в Варшаве, призвали сначала отправиться к зданию Верховного суда, чтобы оставить возле него плакаты с требованием «народного трибунала», а затем окружить Дворец независимости — городскую резиденцию Александра Лукашенко. Необходимость именно таких шагов оппозиционеры объяснили в свойственной им манере. «Год назад режим построил рядом с дворцом узурпатора бесполезную безделушку за $80 млн — новое здание Верховного суда. Правовая система и законы полностью уничтожены. Народ сегодня публично предложит кандидатуры тех, кто заслуживает настоящего и справедливого суда в будущем»,— говорилось в сообщении.

Силовики, в свою очередь, через провластный Telegram-канал «Желтые сливы» дали понять, что воспринимают призыв окружить дворец президента Лукашенко как прямую агрессию.

Реализовать план по окружению Дворца независимости оппозиционерам так и не удалось — на подходе к нему и к зданию Верховного суда силовики выставили плотные кордоны, перекрыв практически все смежные улицы.

Чтобы оттеснять протестующих, в Минск еще с утра стянули бронетехнику, кроме того силовики использовали психологические приемы. Как сообщало «РИА Новости», из динамиков, установленных на бронированной машине, раздавались патриотические песни, причем так громко, что собравшиеся просто не могли общаться между собой.

Однако если в Минске протестующим в основном преграждали дорогу и обливали их из водометов, то кадры из провинциальных городов порой напоминали события августа, когда противостояние оппозиционеров и силовиков было особенно жестким. Например, в Бресте ОМОН применил светошумовые патроны и слезоточивый газ, а в Жодино эффектную картинку создали сами протестующие. На акции памяти погибшего при загадочных обстоятельствах активиста Никиты Кривцова они подожгли автомобильные покрышки, от которых в небо поднялся столб черного дыма.

Что касается численности протестующих, то данные о ней, как всегда, противоречивы. Если белорусское оппозиционное издание «Наша Нива» оценила ее в 150 тыс. человек, то агентство «Интерфакс» — примерно в 50 тыс., назвав акцию самой малочисленной за месяц.Намек на не очень большую численность чувствовался и в обращении оппозиционного кандидата Светланы Тихановской, которая считает себя победителем президентских выборов.

«Прямо сейчас тысячи человек вышли смело отстаивать свою волю на улицы своих городов. Я же хочу обратиться к тем, кто не решился это сделать. Я понимаю это. И я верю в каждого белоруса и поддерживаю всех вас,— заявила она в воскресенье.— Если вы не можете идти на улицы — вы все равно можете быть полезны. Вы можете придумывать идеи для плакатов, шить флаги, помогать вызволять близких, поддерживать информационно».

Уже в понедельник, 21 сентября, у госпожи Тихановской запланирована встреча с американским дипломатом — координатором Госдепартамента США по вопросам борьбы с терроризмом Нейтаном Сейлсом, который прибудет в Вильнюс.

Как говорится на сайте Госдепа США, Нейтан Сейлс «встретится с представителями белорусского гражданского общества, чтобы обсудить, как США могут поддержать народ Белоруссии в их требованиях свободных и честных выборов и прекращении насильственных разгонов, проводимых белорусскими властями после выборов».