Управление ФСБ по Псковской области рассекретило часть уголовного дела, касающегося совершенных во время Второй мировой войны в лагере в деревне Моглино (Псковская область) преступлений.
Обнародованный документ содержит показания свидетелей казней и пыток, а также самих палачей. Там же говорится, что осенью 1942 года из лагеря вывезли около 170 цыган, стариков, женщин и детей, которых расстреляли недалеко от Пскова.
По планам нацистского командования часть региона после Второй мировой войны планировалось передать Эстонии, и эстонские каратели активно задействовались на оккупированной Псковщине. Происходило это и в лагере для военнопленных в деревне Моглино в 11-12 километрах от Пскова. В уголовном деле под номером С-17412 в выдержках из шести томов приводятся показания трех карателей. Еще один свидетель из числа бывших охранников лагеря развивает их рассказ, приводя подробные детали расправ — массовых расстрелов, показательных казней, пыток. Названы и имена эстонских карателей. Трое из них, как отмечается, были расстреляны, один погиб еще в лагере, а вот как минимум пятеро избежали наказания.
В материалах дела рассказывается и об устройстве лагеря. Худшие условия быта были у военнопленных. Их содержали в бывшей конюшне, никак не приспособленной для жизни, особенно зимой. Первую партию из почти 300 военнопленных пригнали в ноябре 1941 года. «За зиму 1941-1942 года от холода и голода в лагере Моглино из 280 человек осталось в живых около 20», — говорится в рассекреченных документах.
Признанных евреями и цыганами содержали в бане. Те, кто проходил под группой «советские» — русские, украинцы, — размещались в кладовой. Все здания были обнесены стеной из колючей проволоки.
Гражданских в лагерь, в отличие от первой партии военнопленных, привозили небольшими группами.
«С первых дней существования лагеря был установлен режим, рассчитанный на уничтожение и умерщвление голодом и холодом его обитателей. Непосильный каторжный труд сочетался с пытками, издевательствами и побоями», — говорится в материалах уголовного дела.