Главное24

Антиэкстремистское законодательство в религиозной сфере приведут в порядок

Совет при президенте по правам человека (СПЧ) подготовил ряд поправок, конкретизирующих нормы в антиэкстремистском законодательстве в религиозной сфере.

Проблемная записка, подготовленная правозащитниками, будет представлена 16 октября на совместном заседании комиссий СПЧ и Совета при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями.

В СПЧ считают, что необходимо дать четкое определение понятию «экстремистская деятельность» и зафиксировать ясную трактовку нормы о миссионерстве. Причиной необходимости совершенствования законодательства стал так называемый «пакет Яровой–Озерова». В 2016 году вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, а также ряд депутатов и сенаторов внесли поправки в законы, ужесточающие наказание за терроризм и экстремизм. В том числе они коснулись норм, регулирующих религиозную деятельность.

«Эти нормы открывают значительный простор для чрезмерных, необоснованных и зачастую прямо антиконституционных ограничений прав и свобод граждан, в том числе ограничений свободы совести», — говорится в документе, подготовленном к заседанию совета.

Как считают его авторы, из-за этого реализация фундаментальных прав человека, в том числе на недискриминационное отношение к религии, регулярно подвергается угрозе. Речь идет и о федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», где ее определение, как считают в СПЧ, является недостаточно конкретным.

«Применительно к свободе совести эта нечеткость особенно бросается в глаза», — подчеркивается в документе.

Также слишком широко, как считают в СПЧ, правоохранители трактуют такие термины 282-й статьи УК, как «унижение достоинства людей» и «возбуждение ненависти и вражды» в зависимости от отношения граждан к религии.

«Кампания запретов уже породила абсолютно нефункциональный федеральный список экстремистских материалов, переваливший за 4,4 тыс. пунктов. В него включены и многие религиозные тексты, в том числе запрещенные явно без должных оснований, среди них даже средневековые мусульманские трактаты», — подчеркивают в СПЧ.

В записке правозащитников отмечается, что к экспертизе текстов сегодня привлекаются специалисты, далекие от научного религиоведения — например, учитель математики Наталия Крюкова. Решить эту проблему, по мнению авторов поправок, может создание саморегулируемой организации, которая бы сертифицировала религиоведов с учетом образования, стажа и опыта работы, ученой степени и наличия публикаций.

СПЧ предлагает пересмотреть и трактовку нормы о миссионерской деятельности в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Правоохранители усматривают ее наличие фактически в любой религиозной активности граждан, которые массово привлекаются к административной ответственности.

В качестве примера в совете приводят случай студентки из Зимбабве Кудзай Нямаребву, которую оштрафовали и выслали из РФ за репост в соцсетях концерта госпела. Якобы таким образом она занималась миссионерской деятельностью в религиозной организации Объединение церквей христиан веры евангельской «Посольство Иисуса» по Нижегородской области.

Также в СПЧ считают необходимым скорректировать и ряд других норм закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В частности, уточнить порядок полного наименования религиозной организации, который сегодня не прописан. Также нужно разъяснить, можно ли религиозным организациям проводить богослужения в жилых помещениях. Сейчас они привлекаются за нецелевое использование земельного участка.

Для того чтобы не допускать перегибов, в СПЧ рекомендуют создать консультативный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам духовных образовательных организаций. Не будет лишним, по мнению правозащитников, если Рособрнадзор при проведении проверок начнет привлекать в качестве экспертов представителей соответствующих религиозных конфессий.