Трамп решил вооружить Катар

Трамп решил вооружить Катар

На переговорах в Вашингтоне президент США Дональд Трамп и эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани договорились удвоить товарооборот. Этому в числе прочего должна помочь закупка Дохой зенитного ракетного комплекса NASAM фирмы Raytheon и системы Patriot, пишет Коммерсант.

Последняя во многом является аналогом российской С-400, к которой Катар ранее проявлял интерес, но переговоры застопорились. Впрочем, российско-катарские связи не настолько серьезны, чтобы им навредили договоренности между Вашингтоном и Дохой. А вот развивающееся партнерство Катара и Ирана с планами Соединенных Штатов входит в противоречие.

Тамим бен Хамад Аль Тани сегодня завершает визит в США, где успел дважды встретиться с президентом Трампом — на официальных переговорах в Белом доме и в ходе торжественного обеда, организованного Минфином. В обоих случаях Дональд Трамп рассыпался в комплиментах в адрес гостя. Из его слов было видно, что Доха стала идеальным партнером для Вашингтона и примером для подражания для других ближневосточных союзников США. В частности, Дональд Трамп не единожды поблагодарил Катар за работу по расширению расположенной на территории эмирата американской авиабазы Эль-Удейд.

«Как я понимаю, было инвестировано еще $8 млрд. Слава богу, это были главным образом ваши деньги, а не наши»,— сказал президент Трамп эмиру в ходе обеда.

Одна из главных идей Дональда Трампа — добиться от ближневосточных союзников США поддержки американских военных операций на Ближнем Востоке. Речь об этом шла в контексте Сирии и последних планов США по созданию морской коалиции в Ормузском и Баб-эль-Мандебском проливах для обеспечения свободы судоходства у берегов Ирана и Йемена. Эта идея возникла после нападения неизвестных на танкеры в Оманском заливе. США открыто обвинили в этом Иран. По словам председателя объединенного комитета начальников штабов ВС США генерала Джозефа Данфорда, в течение нескольких недель будет ясно, какие страны готовы присоединиться к реализации американских планов. Дональд Трамп уже заявлял, что предпочел бы, чтобы за безопасность судов платили те страны, которые перевозят нефть через указанные проливы, а не США.

Результатом переговоров в Вашингтоне стала договоренность об удвоении товарооборота между странами. Сейчас он, по словам эмира Катара, составляет $185 млрд. В совместном заявлении двух лидеров говорится, что среди проектов, которые помогут расширить сотрудничество, пять «взаимовыгодных сделок». Три из них касаются Qatar Airways — приобретение пяти Boeing 777 Freighters, гарантии на закупку самолетов большой вместимости у Gulfstream и соглашение с General Electric по двигателям для Boeing 777 и 787. Четвертая сделка — соглашение Chevron Phillips Chemical Company LLC и Qatar Petroleum по строительству и развитию нефтехимического комплекса в Катаре. Пятая касается обязательств Минобороны Катара приобрести зенитный ракетный комплекс NASAM фирмы Raytheon и системы Patriot.

Patriot PAC3, по сути, аналог российской зенитной ракетной системы С-400 «Триумф», к которой Катар ранее проявлял интерес. В феврале в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству заявили агентству «Интерфакс» о технических консультациях с Катаром по поводу поставок С-400, в марте переговоры технических специалистов подтвердил глава МИД Катара Мухаммед Аль Тани. При этом он подчеркнул, что окончательного понимания по вопросу С-400 у Катара нет. Источники “Ъ” в Москве и Дохе сомневаются, что эта сделка будет заключена. Одна из причин — проблемы с оплатой в свете американских санкций.

Вне зависимости от США и их санкций Доха продолжит сотрудничество с Москвой, в том числе и в военной сфере, хотя здесь все развивается не так быстро, как хотелось бы. Так, 17 июня эмир Катара встречался в Душанбе с президентом России Владимиром Путиным. После этого вступило в силу соглашение о военно-техническом сотрудничестве между странами, подписанное еще 25 октября 2017 года. На встрече в Душанбе особо затронули тему инвестиций. «Катар готов еще больше инвестировать и взаимодействовать с Россией в этой сфере»,— сказал Тамим Аль Тани. Он также отметил взаимодействие двух стран в сфере энергетики и поблагодарил Владимира Путина за помощь, которую Катару оказывают организаторы прошедшего в прошлом году в РФ чемпионата мира по футболу (эмират будет принимать аналогичный турнир в 2022 году). При этом весь объем российско-катарского сотрудничества не сравнится с тем, что есть между Катаром и США,— $78,7 млн против $185 млрд.

«Американо-катарское сотрудничество насчитывает не одно десятилетие. В Катаре работает множество американских компаний, в стране есть американская военная база, которая создает для эмирата гарантии безопасности. Тем не менее на сегодняшний день у российских проектов есть реальные перспективы»,— заявил “Ъ” гендиректор компании Moscow Policy Group, которая реализует проекты в Катаре, Алексей Потемкин. Особо он отметил «сферу высоких технологий, отчасти сферу безопасности, а также совместные инициативы, связанные с подготовкой к чемпионату мира по футболу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *