Как Украина пытается остановить строительство Крымского моста

Украина направила в Международный арбитражный суд официальную жалобу на строительство Россией Крымского моста. Основная претензия Киева носит экономический характер: внезапно выяснилось, что украинские порты вскоре понесут довольно серьезные убытки.

Долгие годы Украина была весьма заинтересована в строительстве моста через Керченский пролив. В 2010 году в рамках харьковских соглашений Киев и Москва достигли по этому проекту предварительной договоренности. Резоны для украинской стороны были чисто экономические: мост значительно сокращал путь при доставке товаров между странами, что при торговом обороте тех лет давало бы огромную экономию. И это не считая выгод использования моста в логистических целях третьими сторонами (например, как часть транспортного коридора из Азии в Европу), пишет Лента.ру.

— Как только мы построим этот переход, в Крыму и на Кавказе все изменится. Это международный транспортный коридор, который позволит быстрее развиваться нашим регионам», — говорил тогдашний президент Украины Виктор Янукович.

В ходе последнего официального визита Януковича в Москву 17 декабря 2013-го стороны подписали соглашение с весьма конкретными параметрами: ТЭО разрабатывает Россия, строительство продлится четыре-пять лет, стоимость проекта составит от 1,5 до 3 миллиардов долларов, которые стороны потратят поровну, для чего создадут совместное украинско-российское предприятие и межправительственную комиссию. 29 января 2014 года, менее чем за месяц до госпереворота, правительство Украины, которым тогда еще руководил Николай Азаров, окончательно утвердило этот документ.

Серьезную юридическую озабоченность в правительстве Украины высказали примерно год назад, в сентябре 2016 года. Так, заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль обвинила российскую сторону в гибели дельфинов в проливе.

— Мы рассказали об отрицательном влиянии строительства Керченского моста на окружающую среду и экологию Черного моря. В частности, о гибели дельфинов, получающих гидроакустический удар из-за бурения или забивания свай. И о том, что при строительстве Керченского моста поднимается ил, являющийся в той части моря наиболее загрязненным, из-за чего гибнет рыба. Это имеет негативный эффект на всю экологию Черного моря», — заявила чиновница и уточнила, что информация обнародуется в рамках подготовительных работ по подаче иска в суд против России.

Долгое время в киевском правительстве придерживались именно «экологической» линии. К делу подключили Институт водных проблем и мелиорации НАН Украины, специалисты которого высчитали, что ориентировочные убытки, причиненные окружающей среде Черного и Азовских морей при строительстве Керченского моста, составят не менее 10 миллиардов гривен (23,5 миллиарда рублей). Для пущего эффекта «прокуратура АРК» (созданное Киевом ведомство, которое якобы фиксирует и расследует правонарушения в Крыму) завела уголовное дело и пообещала привлечь к расследованию видных иностранных экспертов.

Новый всплеск интереса к Крымскому мосту у властей Украины наблюдается сейчас, и уже не по экологическим причинам. Тревогу в Киеве забили из-за решения России временно ограничить доступ через Керченский пролив к украинским портам Азовского бассейна. Во всяком случае, чиновники украинского Мининфраструктуры именно так трактуют нынешнюю ситуацию. Другой представитель ведомства — Юрий Лавренюк — заявил о подаче жалобы в Международную морскую организацию.

Однако вся затея с судом из-за моста, похоже, не более чем банальная туманная завеса, призванная прикрыть беспомощность украинской власти в этой ситуации. Даже украинские юристы полагают, что Украина в принципе не может жаловаться в международные суды на строительство Крымского моста, поскольку еще в 2003 году добровольно отказалась от международного статуса территориального моря для Керченского пролива и Азова.

Фото: РИА Новости
Posted in ИСТОРИИ Tagged ,

Leave a Comment